Оман – страна с богатой историей, древней цивилизацией, глубокими традициями и единым социальным пульсом, который на протяжении веков гармонично взаимодействовал со своими правителями. В основе этой уникальной общественной структуры всегда лежала важная роль шейхов и «Ахль аль-Халь валь-Акд» (людей, обладающих властью и влиянием), которые стояли за своей родиной и правителями, обеспечивая устойчивость Омана перед лицом меняющихся вызовов.
Исторически значимым институтом была «Барза» – правительственный совет, где под председательством вали (губернатора) собирались шейхи и знатные люди. Этот совет играл ключевую роль в решении судебных, социальных, внутренних и даже политических, военных и стратегических вопросов. Перед «Барзой» шейхи встречались с представителями своих племен и простыми людьми в «Сабле» – традиционном месте сбора, чтобы договориться о вопросах, которые будут представлены на рассмотрение «Барзы». Такая система обеспечивала легкость, согласие, гармонию и сотрудничество в решении всех общественных проблем.
Эта традиционная структура успешно дошла до «Благословенного Возрождения» 1970 года, начатого покойным Султаном Кабусом бин Саидом, и была подтверждена и продолжена в рамках «Обновленного Возрождения» с 2020 года под мудрым руководством Его Величества Султана Хейсама бин Тарика. Султан Хейсам неоднократно подчеркивал эффективную роль шейхов в обществе, встречаясь с ними в различных провинциях для подтверждения этого направления и активизации этого важного социального аспекта. Более того, он объединил провинции, наделил их полномочиями и выделил ежегодные суммы для их развития.
Однако, как отмечает доктор Ахмед бин Али Аль-Омари, в последнее время появились голоса, критикующие существование шейхов и принижающие их важную роль, утверждая, что это пережиток прошлого и не имеет места в эпоху науки и глобализации. Автор статьи решительно оспаривает эти утверждения, подчеркивая, что такие критики, по сути, игнорируют моральную и социальную ценность этой крайне важной категории населения.
Шейхи являются жизненно важным связующим звеном, передающим указания правительства гражданам и, наоборот, доносящим требования, заботы и пожелания граждан до вали, затем до губернатора, а после – до министра внутренних дел, напрямую правительству. Это позволяет учитывать наиболее полезные и применимые предложения. Кроме того, племена и шейхи, даже при возникновении разногласий, сохраняют между собой узы привязанности, благородства и взаимопомощи. Многие вопросы и события, которые трудно разрешить или урегулировать с помощью современного законодательства, могут быть легко решены в этой традиционной системе на основе обычного права (عرفي), которое часто оказывается сильнее закона.
Автор также утверждает, что те, кто считает демократию исключительно партийной системой, ошибаются. Социальная система, где решения исходят из чистого «пульса общества» без примесей, является, по его мнению, вершиной демократии. В отличие от этого, партийные системы часто принимают чуждые обществу идеи, которые могут быть даже разрушительными, и пытаются навязать их силой.
В заключение, доктор Аль-Омари предлагает шейхам и племенам провести внутреннюю реорганизацию. Например, чтобы каждый шейх избирался на один год (возможно, внутренним голосованием, если нет консенсуса), и чтобы у него были помощники-шейхи во главе каждого клана. Государство могло бы предоставить таким шейхам офисы и сотрудников, чтобы члены племени могли обращаться к ним за помощью. Это позволило бы достичь выгоды для всего общества через координацию с членами Совета Шуры и Муниципального совета, а также постоянную и прямую координацию с вали. Таким образом, система станет более полной, гармоничной и интегрированной, воплощая национальное единство и социальную сплоченность на благо страны, ее султана и народа.
Контекст для туристов и экспатов
Для русскоязычных туристов и экспатов, проживающих или планирующих посетить Оман, понимание роли шейхов и племенной структуры крайне важно, хотя прямое взаимодействие с этой системой может быть минимальным. Эта новость несет в себе несколько ключевых аспектов:
- Глубокое культурное понимание: Оман – это не только современные города и курорты, но и страна с тысячелетними традициями. Роль шейхов демонстрирует, как глубоко укоренены племенные связи и традиционные формы управления в современном оманском обществе. Это помогает лучше понять местную культуру, уважать обычаи и социальные иерархии, что всегда ценится местными жителями.
- Социальная стабильность и безопасность: Система, в которой шейхи выступают связующим звеном между правительством и гражданами, а также играют роль в разрешении конфликтов, способствует высокой степени социальной сплоченности и стабильности. Это, в свою очередь, обеспечивает безопасную и комфортную среду для всех, включая иностранных резидентов и гостей.
- Неформальные пути решения проблем: Хотя экспаты в первую очередь будут обращаться к официальным правовым и административным каналам, знание о существовании традиционного (عرفي) или обычного права, которое часто используется для разрешения споров внутри общин, дает представление о местной ментальности. Это подчеркивает важность консенсуса и общинных связей в Омане.
- Развитие регионов: Усиление роли шейхов и наделение провинций дополнительными полномочиями и бюджетами, о чем упоминает Султан Хейсам, означает акцент на местное развитие. Это может косвенно повлиять на улучшение инфраструктуры и услуг в различных регионах страны, что полезно для всех, кто там живет или путешествует.
- Уникальность оманской «демократии»: Статья предлагает интересную перспективу на концепцию демократии, где «пульс общества» и традиционные механизмы принятия решений противопоставляются западным партийным системам. Это подчеркивает уникальность оманского подхода к управлению и его отличие от многих других стран.
В целом, эта информация помогает экспатам и туристам глубже интегрироваться в оманскую жизнь, понимать ее особенности и ценить уникальный путь развития страны, где древние традиции гармонично сочетаются с современными реформами.