ProOman.ru Logo ProOman.ru

Диалог как основа жизни: потребность в общении и взаимопонимании

Опубликовано: 08 July 2025, 12:01

Коран возвышает значение диалога, подчеркивая, что даже общение между людьми слышит сам Творец. Философия расцвела благодаря диалогам Сократа с софистами. Жизнь зиждется на диалоге, и познание, выраженное словом, является непрерывной цепочкой взаимосвязанных обсуждений. Поэтому важно воспринимать диалог не как случайное действие, а как неотъемлемую часть человеческой природы, нравственную ценность, лежащую в основе жизни, провозглашенную религиями, теоретически обоснованную философией и закрепленную в литературе.

Диалог – это древнее и постоянно обновляющееся явление, потребность в котором диктуется событиями времени и стремлением людей контролировать их или адаптироваться к ним. Мы нуждаемся в диалоге, когда мир разделяет нас, когда нас ослабляет тирания и когда мы забываем о своей цивилизационной роли!

Диалог имеет широкое и многогранное значение, которое, как и многое другое, развивалось в соответствии с разнообразием человеческой жизни. Все значения восходят к корню «хавара», что означает возвращение к истоку. Как будто участник диалога возвращается к сути вещи, обсуждая ее. Цель диалога – найти общую основу, к которой можно вернуться в процессе обсуждения. «Хавр» – это возвращение от чего-то и к чему-то. Диалог – это обмен мнениями, принятие и отрицание: «Они ведут диалог, то есть обмениваются мнениями». Любой диалог, чтобы принести плоды, должен иметь общую логику, включая то, что называется «определением предмета обсуждения». «Диалог – это пересмотр логики и речи в общении». Разум называют «ахваром», потому что он является ориентиром для человека: «Ахвар – это разум. Такой-то человек не живет с ахваром, то есть не живет с разумом, к которому можно обратиться», – «Лисан аль-араб», Ибн Манзур.

Диалог в понимании – это разговор между двумя или более сторонами по какому-либо вопросу, чтобы одна сторона убедила другую в своей точке зрения, или чтобы они пришли к общему знаменателю, или чтобы они проявили терпимость в отношении того, по чему не удается достичь согласия, или обсуждение для создания новых проектов и идей, или для рассмотрения вопроса с целью его улучшения и развития. Диалог может быть даже для развлечения и поднятия духа для работы и размышлений. Все эти значения включает в себя термин «диалог».

Серьезный диалог основывается на следующих принципах:

  • Наличие более чем одной стороны. Под стороной подразумевается не только человек, но и идеи, за которые борются стороны, у каждой из которых есть своя точка зрения. У человека может быть две идеи, и он вступает во внутренний диалог, где каждая идея представляет собой сторону в себе. Важно, чтобы человек вел постоянный диалог с самим собой, чтобы обеспечить правильность своих начал и правильность своего поведения.
  • Наличие какой-либо социальной, политической, религиозной или иной проблемы. Это не обязательно должно быть обсуждением между сторонами, но может быть вопросом исследования, обогащения идеи или пересмотра предыдущих идей и т. д.
  • Представление сторонами аргументов и доказательств не для того, чтобы одна сторона победила другую или вызвала споры в обществе, а для того, чтобы сделать их основой для рассмотрения общих аспектов между ними и чтобы они могли вести конструктивный диалог, в котором переплетаются рациональная логика и эмоциональное чувство. Диалог может даже дойти до представления общих интересов общества и людей над психологическим состоянием участников диалога и рациональной логикой вопроса, и это важно, пока основная цель состоит в достижении полезного результата при условии, что диалог гарантирует продолжение своего действия и сохранение своего эффекта, а также отсутствие ухудшения его курса.
  • Достижение положительного результата, который является результатом диалога, а не конфликта. Результатом диалога может быть молчание по самому вопросу, его отсрочка, уступка некоторых сторон или проявление терпимости в некоторых аспектах.

Диалог – это плод общения между людьми, у него много причин, разные цели, и интересы людей вокруг него переплетаются, простые или сложные. Естественно, что не следует ограничиваться одним видом общения, а именно диалогом, а разнообразить его в зависимости от среды, в которой он формируется, и в соответствии с тем, что он достигает. Таким образом, появилось много видов, поддерживающих диалог или противодействующих ему в той или иной форме. Среди них:

  • Дебаты – это более узкое понятие, чем диалог. Любой разговор между двумя сторонами – это диалог, но он становится дебатами только в том случае, если сопровождается жесткостью, будь то упорство в представлении аргументов, попытка ущемить права другого, разжигание вражды и т. д. В «Лисан аль-араб»: «Дебаты – это упорство в споре и способность к нему... Говорят: Я спорил с человеком и победил его в споре, то есть я победил его. И человек, который умеет спорить, – это тот, кто сильнее в споре». Многие ситуации в жизни людей – это дебаты, будь то в практических областях, таких как политика, экономика и общество, или в теоретических областях, таких как религиозные убеждения и философские идеи. Если цель диалога – взаимное понимание различных точек зрения, то цель дебатов – донести свою точку зрения до другого, из рвения или для победы одной точки зрения над другой.

Что ожидается от успешного общения, которое стремится к уровню взаимопонимания между участниками диалога, – это поддержание определенной степени спокойствия и типа рассудительности. В случае его повышения до дебатов, а это распространенная ситуация среди людей: «Человек более всего склонен к спорам» (Коран, 18:54), – нейтральная сторона должна работать над снижением напряжения и возвращением его к логике рассудительности: «И спорь с ними наилучшим образом» (Коран, 16:125).

  • Переговоры. Если дебаты – это скольжение диалога к жесткости, то переговоры – это наоборот, это восхождение его к более широкому горизонту, и это то, к чему может привести успешный диалог. Переговоры – это участие, и когда стороны вступают в переговоры, между ними часто возникает взаимопонимание, которое приводит к обмену интересами и достижению сосуществования, и на его основе строится новая социальная структура, от которой выигрывают переговорщики и общество вокруг них.

На этой основе возникла «наука переговоров», одна из отраслей «науки управления», которая является одним из способов управления государственными учреждениями, такими как политика и экономика, на мировом уровне. Для нее были созданы институты, открыты академии, и переговоры стали повседневным языком общения. Чего нам не хватает в наших политических и религиозных диалогах, так это поднятия диалога до уровня переговоров.

  • Дискуссия, и ее происхождение – расследование. В «Лисан аль-араб»: «Он обсудил с ним счет, обсуждение и дискуссию: он исследовал его». Дискуссия – это общение, которое исследует аргументы и доказательства, и часто происходит в научных и академических областях, особенно при анализе текстов и разборе идей, или при отслеживании доказательств в научных и экспериментальных областях, а также при изучении степени их надежности и безопасности. Дискуссия – это углубленный процесс диалога, который не направлен на превосходство одной стороны над другой и может не привести к решению, как переговоры, но достаточно его интеллектуального богатства и его основания для познавательной и ценностной методологии.

Это также важно в религиозном аспекте, поскольку люди часто воспринимают религиозные вопросы по традиции и фанатизму, поэтому необходимо остановиться на дискуссии о разногласиях, потому что это может быть результатом непонимания аргументов другого или приверженности мнению по традиции, поэтому дискуссия идет на пользу сторонам в сближении точек зрения и на пользу людям в уверенности в своей религии.

  • Спор – это диалог, который несет в себе хмурое выражение, он не направлен на достижение согласованного результата или терпимости сторон в некоторых аспектах, а направлен на то, чтобы заставить другую сторону усомниться в ее аргументах и доказательствах. Спорщик не ищет общего слова, а стремится победить своего противника или очернить его личность, его позицию и его убеждения, используя нездоровые, а возможно, и неэтичные методы.

Спор – это дебаты с сомнением или вызыванием сомнений, Бог сказал: «В какие же милости Господа твоего ты сомневаешься?» (Коран, 53:55). Поэтому коммуникативный процесс не включает спор в число приемлемых механизмов. И часто, когда дело доходит до этого, горизонт общения закрывается перед сторонами, и между ними воцаряется напряжение и разрыв.

В заключение, если Султанат Оман преуспел в переговорах и стал местом, куда обращаются страны для решения обостряющихся проблем между ними, то диалог должен быть преобладающей культурой среди нас, оманцев, определяющей наш образ жизни.

Понравилась новость? Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы первыми узнавать о самом важном в Омане!

Подписаться в Telegram

Источник: www.omandaily.om