Размышлять и анализировать, оценивать и критиковать, вовлекаться и исследовать, изобретать – вот что такое активное обучение. Концепция, в которую мы все верим, но применения которой стараемся избегать. Но кто это «мы»? Вопрос, над которым стоит задуматься. Студенты или учителя? Нет. Истина в том, что ни те, ни другие. Проблема кроется в системе, в том, как образование структурировано, управляется и оценивается. В системе, которая больше озабочена стандартизированными тестами, чем осмысленным пониманием. В системе, которая ценит соответствие правилам больше, чем любопытство. В системе, построенной на старом убеждении, что «один размер подходит всем», как будто каждый студент учится одинаково, в одном и том же темпе, при одних и тех же обстоятельствах и с использованием одних и тех же инструментов. В системе, которая часто рассматривает активное обучение как роскошь, а не как необходимость.
К сожалению, мы оказались в ловушке, в рамках, которые препятствуют инновациям, наказывают за ошибки и вознаграждают «послушание» больше, чем активное участие. И пока мы не поставим под сомнение эти рамки, пока мы не сместим акцент с контроля над обучением на его обеспечение, активное обучение останется идеалом, о котором чаще говорят, чем практикуют.
Если мы действительно верим в активное обучение, мы должны быть готовы перестроить всю систему. Нам нужно перейти от подготовки к тестам к обучению для понимания, применения, роста и обучения, от простого охвата содержания к глубокому когнитивному вовлечению, от учителей как авторитетов к учителям как фасилитаторам, от студентов как послушных слушателей к студентам как «активным» слушателям, ведущим и контролирующим свой собственный путь обучения и открытий. И да, от системы «сверху вниз» к системе «снизу вверх». Потому что нам не нужно больше решений, принятых в каком-то кабинете. Нам нужны классы, где идеи исходят снизу, от студентов.
Нам нужно перестать спрашивать: «Как мы можем вписать активное обучение в эту систему?» и начать спрашивать: «Какая система сделает активное обучение нормой, а не идеальным исключением?» Активное обучение – это не техника. Это образ мышления. Это вера в то, что обучение – это не запоминание. Речь идет о том, чтобы дать студентам не просто голос в классе, а роль в формировании их учебного пути.
Мы все должны задуматься о ролях, которые мы играем, и о системах, которые мы поддерживаем. Не для того, чтобы возложить вину, а для того, чтобы взять на себя ответственность. Потому что пока мы этого не сделаем, активное обучение останется прекрасной идеей, о которой мы говорим, продолжая при этом делать то, что делали всегда. И наши студенты будут продолжать ждать того обучения, которое мы обещали, но так и не предоставили.
Итак, с чего начать? С контрольного списка? С изменения политики? С трехчасового семинара, где все с энтузиазмом кивают, а затем возвращаются к тому, что делали всегда? Активному обучению не нужны новые лозунги. Ему нужна смелость. Смелость отпустить контроль, принять хаотичную, непредсказуемую природу реального обучения. Смелость позволить студентам ошибаться, не наказывать их, а позволить им научиться подниматься.
Это может быть не привлекательно. Это может быть не всегда эффективно. Но это реально. И, возможно, именно это пугает нас больше всего, что реальное обучение – это не то, что мы можем стандартизировать, запланировать или измерить с помощью аккуратной рубрики, той, которая была написана лет 50 назад, и никто не удосужился ее обновить. Обучение – это человеческое, гуманизирующее и гуманистическое. А люди, как назло, – сложные существа.
Итак, давайте немного усложним систему. Давайте добавим больше вопросов, чем ответов, больше неопределенности, чем уверенности, больше загадок, чем ясности. Потому что будущее ждет от них не запоминания, оно ждет от них мышления, размышлений, критики, исследований, открытий, воображения, адаптации, творчества, инноваций, сотрудничества и продолжения обучения и после окончания теста.
Это будущее заслуживает большего, чем тихие ряды и послушные конспектирования. Оно заслуживает мыслителей и искателей неопределенности, потому что в неопределенности кроются чудо и созидание. И они заслуживают классов, которые позволят им стать именно такими.
Ахмед Аль Саади
Автор – студент SQU