Согласно предварительным результатам исследования дорожного движения в районе Муската до 2025 года, столица Омана продолжает демонстрировать высокую зависимость от частного автотранспорта. Исследование показало, что ошеломляющие 97% ежедневных поездок в губернаторстве совершаются на личных автомобилях. Более того, почти 71,9% этих поездок приходятся на водителей-одиночек, что является ярким свидетельством преобладания индивидуальных поездок.
На сегодняшний день на дорогах Омана зарегистрировано 1 439 044 частных автомобиля, что представляет собой увеличение на 5,5% по сравнению с 1 396 117 транспортными средствами в 2024 году. Кроме того, по всей стране зарегистрировано 28 365 такси и 42 119 частных транспортных средств, помимо других категорий.
Муниципалитет Муската активно призывает жителей и гостей города рассмотреть карпулинг (совместные поездки) как устойчивое и экономически эффективное решение для мобильности. Городские власти утверждают, что карпулинг поможет сократить воздействие на окружающую среду, уменьшить загруженность дорог, а также будет способствовать солидарности и взаимодействию между людьми. Преимущества карпулинга включают снижение загрязнения воздуха за счет уменьшения количества автомобилей на дорогах, сокращение пробок, экономию транспортных расходов для пассажиров и снижение спроса на парковочные места.
Однако, несмотря на очевидные преимущества, карпулинг пока не стал заметным трендом в Мускате. Концепция совместных такси, которая была довольно популярна несколько лет назад, особенно среди низкооплачиваемых экспатов, не имеющих возможности ежедневно оплачивать индивидуальное такси, в последнее время пришла в упадок. Это произошло из-за растущей популярности приложений для заказа такси и активного развития автобусной сети в столице и по всей стране.
Исследование дорожного движения в Мускате проводилось с использованием передовых технологий для сбора точных данных и принятия соответствующих мер. Эта фаза длилась около шести недель и охватила более 250 000 участников во всех вилайетах губернаторства Мускат. Данные собирались с помощью пневматических резиновых трубок, дронов, камер, статистики мобильных телефонов, выборочных опросов и Google Maps. Были проведены автоматические подсчеты трафика в 45 местах, подсчеты поворотов на 85 перекрестках и кольцевых развязках, а также на 23 мостах. Кроме того, были обследованы парковочные зоны в выбранных перегруженных районах для оценки их использования.
Общественный транспорт постепенно набирает популярность в Султанате. Автобусы Mwasalat перевезли более 4 750 000 пассажиров в 2024 году, что составляет около 12 000 пассажиров в день. Доля оманских пассажиров в междугородних автобусах составила 26,89%, а на паромах — 75%.
Развитие общественного транспорта в Омане проходит в несколько этапов. Первая фаза (2015-2018 гг.) включала введение автобусных маршрутов, упорядочение такси и улучшение пешеходных зон. Вторая фаза (2019-2024 гг.) предусматривает расширение автобусных услуг с новыми маршрутами, выделенными полосами и строительством новых автобусных станций. Третья фаза (2026-2040 гг.) будет посвящена развитию метрополитена Муската и внедрению водных такси.
На 2025 год запланировано множество дорожных проектов, включая расширение скоростной автомагистрали Мускат, дороги 18 ноября и реконструкцию кольцевой развязки Бурдж аль-Сахва.
Контекст для туристов и экспатов
Для русскоязычных туристов и экспатов, проживающих или планирующих посетить Оман, эти данные имеют несколько важных практических значений.
Зависимость от личного транспорта: Доминирование частных автомобилей означает, что для максимального удобства и свободы передвижения в Мускате и его окрестностях аренда автомобиля остается наиболее предпочтительным вариантом. Общественный транспорт, хотя и развивается, пока не охватывает все районы с той же эффективностью, что личное авто.
Пробки и планирование поездок: Высокий процент водителей-одиночек и растущее число автомобилей указывают на то, что дорожные пробки, особенно в часы пик (утром и вечером в будние дни), являются обычным явлением. Туристам следует учитывать это при планировании экскурсий и поездок, чтобы избежать задержек. Экспатам стоит рассмотреть варианты жилья и работы с учетом транспортной доступности.
Альтернативы такси: Отказ от традиционных совместных такси в пользу приложений для заказа поездок (таких как Otaxi, Careem или Uber, если они доступны в Омане) предлагает большую прозрачность цен и удобство. Это более надежный вариант для туристов и экспатов, не владеющих местным языком.
Развитие общественного транспорта: Сеть автобусов Mwasalat активно расширяется и становится все более приемлемой альтернативой, особенно для бюджетных путешественников и экспатов, живущих вдоль основных маршрутов. Изучение автобусных маршрутов может помочь сэкономить на транспорте, но требует некоторого планирования.
Долгосрочные перспективы: Планы по строительству метро и внедрению водных такси к 2040 году предвещают значительное улучшение городской мобильности в будущем, делая Мускат еще более удобным для жизни и посещения. Однако это долгосрочная перспектива.
Дорожные работы в 2025 году: Запланированные проекты по расширению дорог могут привести к временным изменениям в движении и возможным задержкам. Водителям следует быть внимательными к дорожным знакам и возможным объездам, особенно при движении по Muscat Expressway, дороге 18 ноября и в районе кольцевой развязки Бурдж аль-Сахва.