Закария бин Халифа аль-Мухаррами, родившийся в 1975 году в оманской провинции Сиб, представляет собой уникальное сочетание глубокого ученого и практикующего специалиста. Получив медицинское образование в Университете Султана Кабуса в 1999 году, он стал ведущим консультантом по микробиологии и иммунологии в университетском госпитале, а также академиком медицинского факультета. Этот острый аналитический ум, привыкший к диагностике и поиску решений, аль-Мухаррами направил на изучение исламской мысли и истории, опираясь на свою оманскую среду и ибадитскую традицию. Его работы развивают исламскую и гуманистическую философскую перспективу, что отражено в многочисленных опубликованных исследованиях.
Одним из наиболее значимых трудов аль-Мухаррами является книга «Вечный конфликт: Чтение диалектики политического конфликта и разделения позиций вокруг него», изданная в 2006 году. В этой работе автор анализирует «Великую смуту» — масштабные конфликты, возникшие среди сподвижников Пророка Мухаммада вскоре после его кончины. Эти события, по мнению аль-Мухаррами, породили теологические и политические разногласия, последствия которых ощущаются в мусульманском мире до сих пор, что и дало название книге — «Вечный конфликт».
Аль-Мухаррами не просто пересказывает исторические события; он задается вопросом о пользе очередного исследования, когда уже написаны тысячи книг на эту тему, лишь усугубляя разногласия. Его ответ заключается в попытке «постичь суть последующих последствий вооруженного конфликта между сподвижниками». Это постижение выходит за рамки чисто исторического повествования, предлагая целостный и интегрированный методологический подход к историческому чтению. Цель — направить изучение истории к «здоровому и дисциплинированному знанию, далекому от ветров эмоций, буйства фанатизма и сектантства».
Книга разделена на пять частей: «Основы методологии», «Историческое прочтение политических событий в эпоху сподвижников» (от смерти Пророка до присяги Хасану ибн Али), «Сподвижники в суннитских школах», «Сподвижники в шиитских школах» и «Позиция ибадитской школы относительно сподвижников». Автор стремится выработать «целостный, всеобъемлющий и интегрированный подход» для «лечения вечного конфликта».
Ибадизм, существующий на протяжении веков, долгое время не имел полной и ясной исторической нарративной базы. Однако в современную эпоху исследования ибадизма, его истории и вероучений стали активно развиваться. Аль-Мухаррами вписывается в этот контекст, предлагая первую оманскую «каламическую» (теологическую) нарративную работу, которая, в отличие от предшествующих академических исследований, не была написана под влиянием политического ислама или саляфитского нарратива 90-х годов.
Его исследование «Вечный конфликт» выделяется тем, что оно опирается на «ключевые концепции», которые, по мнению аль-Мухаррами, регулируют подход к историческому наследию не только ибадитов, но и мусульман в целом. Эти концепции, хотя и были заложены ранними ибадитскими учеными, представлены им как объективные методологические принципы:
- «Знание и предположение» (العلم والظن): Аль-Мухаррами устанавливает строгие правила: единичный хадис (хабар ахад) с достоверным иснадом дает лишь вероятностное знание; лишь хадис, общепризнанный как мутаватир (переданный множеством путей), дает необходимое знание. Хадис, переданный большим числом представителей одной школы, считается «известным» (машхур), но не мутаватиром. Эти правила позволяют ему одинаково подходить к повествованиям всех школ относительно «Великой смуты».
- «Лояльность и отречение» (الولاية والبراءة): Аль-Мухаррами описывает их как «рациональные практики, выражающиеся в формировании политических и социальных союзов согласно закону Аллаха, без привязки к эмоциональным значениям, таким как любовь или ненависть, основанным на абстрактных личных позициях». Он утверждает, что «отделение рациональной практики этих понятий от давления эмоций и сферы чувств развяжет многие узлы, связанные с проблемой «Вечного конфликта»».
- «Сподвижники и вопрос их справедливости» (الصحابة والقول في عدالتهم): Эта проблема до сих пор используется мусульманами для обвинения друг друга в неверии или грехе. Аль-Мухаррами утверждает, что определение сподвижника как «каждого, кто видел Пророка, будучи мусульманином», противоречит утверждению о безусловной справедливости всех сподвижников. Он указывает, что Коран и Сунна выделяют лицемеров среди тех, кто видел Пророка, и что разум допускает существование несправедливых сподвижников, не подрывая при этом Шариат или передачу Корана.
- «Пророк (мир ему) и предсказание сокровенного» (الرسول صلى الله عليه وسلَّم والإنباء بالغيب): Аль-Мухаррами приходит к выводу, что «повествования, предсказывающие конкретные события, такие как смерть или убийство человека, или приход к власти другого, или изменение формы правления от справедливого халифата к авторитарной монархии, не могут быть приняты согласно мудрому кораническому методу». Однако «повествования, которые предвидят будущее и дают свои результаты на основе анализа текущих событий, не противоречат общим кораническим принципам и могут быть приняты, если в их тексте и цепочке передатчиков нет недостатков».
Эти «общие концепции», извлеченные Закарией аль-Мухаррами из «основ ибадизма» и объединенные в «целостный метод», позволили ибадитам глубже понять события, произошедшие между сподвижниками, и способствовали их отстранению от смут и конфликтов. Именно поэтому в древности их называли «сидящими» (القعدة), а ибадитские общества пропитаны духом толерантности. Важно отметить, что ибадиты, как известно, никогда не вступали в религиозные или межконфессиональные войны, кроме как для самообороны.
Контекст для туристов и экспатов
Для русскоязычных туристов и экспатов, проживающих в Омане или планирующих посетить эту удивительную страну, работа Закарии аль-Мухаррами и в целом ибадитская интеллектуальная традиция имеют важное значение. Хотя эта тема может показаться академической и далекой от повседневной жизни, она лежит в основе уникальной культуры толерантности и миролюбия, которой славится Султанат Оман.
Понимание того, как ибадитские ученые подходят к сложным историческим и религиозным вопросам, объясняет, почему Оман является одной из самых стабильных и безопасных стран в регионе. Рациональный, неэмоциональный подход к анализу разногласий, стремление к объективности и отказ от фанатизма, которые продвигает аль-Мухаррами, являются отражением глубоко укоренившихся ценностей оманского общества. Это означает, что вы, как турист или экспат, можете ожидать встретить в Омане открытых, гостеприимных людей, уважающих различные мнения и верования. Местная культура, сформированная этими принципами, способствует созданию атмосферы взаимного уважения и мирного сосуществования, что делает пребывание в стране комфортным и безопасным. Изучение таких работ дает ключ к пониманию не только богатого интеллектуального наследия Омана, но и его современной социальной гармонии.