В условиях стремительных глобальных изменений экономическая и геополитическая открытость перестала быть просто выбором; она стала экзистенциальной необходимостью для стран, стремящихся обеспечить свое будущее. Страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), обладающие значительными финансовыми ресурсами, богатством и амбициозным видением будущего, а также занимающие жизненно важное географическое положение, сегодня стоят перед стратегическими возможностями для укрепления партнерства с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). Этот восходящий азиатский блок объединяет крупные экономические и демографические державы, такие как Китай, Индия, Россия и страны Центральной Азии.
ШОС представляет собой огромный рынок с населением более 3 миллиардов человек. Открытие для сотрудничества с этой организацией значительно увеличит не нефтяной экспорт стран Персидского залива и откроет новые горизонты для стратегических инвестиций в сельское хозяйство, горнодобывающую промышленность, технологии и обрабатывающую промышленность. Это также поможет снизить зависимость от западных рынков, способствуя диверсификации источников дохода и выводя их на более высокий уровень. По сути, это логистическая трансформация, которая поддерживает видение стран Персидского залива, поскольку их центральное положение в мире делает их естественным связующим звеном между Азией, Африкой и Европой. Сотрудничество со странами-членами ШОС поддерживает планы по развитию железнодорожных сообщений, модернизации портов и использованию их полной мощности, а также соединению логистических коридоров, таких как инициатива "Пояс и путь", с портами, такими как Дукм, Джидда и Доха, превращая Персидский залив в бесспорный глобальный транзитный центр.
Это сотрудничество представляет собой высокотехнологичное промышленное партнерство, ускоряющее развитие стран Персидского залива. Такие страны, как Китай и другие члены ШОС, обладают глубоким промышленным опытом в различных формах производства, передовыми технологиями и многочисленными инновациями в области возобновляемой энергии. Привлечение этого опыта в Персидский залив ускорит создание умных промышленных комплексов, передаст необходимые технические знания для построения конкурентоспособной развитой экономики и обеспечит разнообразные рабочие места для нынешних национальных трудовых ресурсов и будущих поколений. Это возрождение экономики, которого стремятся достичь страны ССАГПЗ.
Существуют также возможности для академического и профессионального сотрудничества с престижными университетами Китая, России и Индии, а также с центрами технического и профессионального обучения. Это откроет новые горизонты для студентов Персидского залива, особенно в областях многопрофильного производства, перерабатывающей промышленности и нефтепродуктов, возобновляемой энергии и искусственного интеллекта, общественного здравоохранения и других требований возрождающейся экономики.
Пандемия коронавируса показала важность суверенитета в сфере здравоохранения для наций. Благодаря партнерству со странами ШОС, регион Персидского залива может развивать свои возможности в фармацевтической промышленности, производстве медицинского оборудования и приборов, а также создавать совместные заводы по производству вакцин и лекарств и укреплять сети реагирования на кризисы в области здравоохранения.
Хотя страны Персидского залива по-прежнему являются лидерами в производстве традиционных источников энергии, сотрудничество со странами ШОС откроет двери для развития альтернативных источников энергии, таких как зеленый водород, солнечная энергия и интеллектуальные сети, что поддержит переход к низкоуглеродной экономике.
Благодаря обмену опытом и инвестициям с развитыми азиатскими странами можно ускорить развитие инфраструктуры Персидского залива, сделав ее более умной, устойчивой и надежной, особенно в областях транспорта, жилищного строительства и управления природными и человеческими ресурсами.
Из вышесказанного следует, что сближение с ШОС — это не просто политический выбор, а разумная инвестиция в будущее стран Персидского залива; это стратегическая опора для реализации экономического видения стран ССАГПЗ и укрепления их положения в многополярном мире. Через экономическое, образовательное и промышленное сотрудничество с Востоком страны Персидского залива займут сбалансированное место среди мировых держав и обеспечат себе активную роль в уравнениях XXI века. Пришло время для умных действий, а не для колебаний.
Присоединение к Шанхайской организации сотрудничества имеет три уровня:
- Партнер по диалогу: это самый низкий уровень, предоставляющий преимущества, такие как участие в некоторых мероприятиях, но без права голоса. Эта стадия считается первой ступенью для построения доверия и сотрудничества.
- Государство-наблюдатель: это средний уровень, позволяющий странам участвовать в совещаниях высокого уровня, но без права голоса. Они могут взаимодействовать с повесткой дня организации и впоследствии подать заявку на полноправное членство.
- Полноправный член: это высший уровень, преимущества которого включают право участвовать в принятии решений и голосовать. Государство должно соблюдать устав и политику организации, включая сотрудничество в области безопасности, экономики и культуры.
Вопрос сейчас: каково текущее положение стран Персидского залива в отношении членства в ШОС?
В настоящее время Королевство Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Государство Катар являются "партнерами по диалогу" (первый уровень). Королевство Бахрейн, Государство Кувейт и Султанат Оман пока не присоединились к организации ни на одном уровне.
И самый важный вопрос: почему пребывание стран ССАГПЗ на первом уровне кажется логичным?
Присоединение в качестве "партнера по диалогу" в настоящее время считается достаточным для стран Персидского залива и представляет собой умный и сбалансированный шаг по следующим причинам: это позволяет им получать преимущества без тяжелых обязательств. Это открывает дверь для экономического, технического и культурного сотрудничества без вступления в сложные обязательства в области безопасности или политики. Это также предоставляет доступ к встречам и диалогам с крупными странами, такими как Китай, Россия и Индия.
Этот уровень обеспечивает достаточную гибкость в международных отношениях, позволяя им сохранять связи с Западом и США без конфликтов и при постоянном общении, что предоставляет им открытое дипломатическое пространство для расширения своих интересов. В то же время это позволяет им балансировать двусторонние отношения. Более того, этот уровень позволит им начать реальные проекты в сфере торговли, инфраструктуры, образования, здравоохранения без необходимости полноправного членства. Он также обеспечит поддержку инициатив в области возобновляемой энергии, расширение сфер обеспечения продовольственной безопасности и логистической связи.
Этот уровень станет настоящим испытанием для оценки эффективности партнерства как практического опыта, прежде чем предпринять более серьезный шаг к полноправному членству, если какая-либо из стран пожелает этого в будущем. Короче говоря, статус "партнера по диалогу" предоставляет странам Персидского залива стратегические и экономические преимущества, сохраняя при этом независимость их политических решений.
Логичный вопрос: когда же наш любимый Оман сделает шаг и присоединится к Шанхайской организации сотрудничества?
Контекст для туристов и экспатов
Для русскоязычных туристов и экспатов в Омане новости о потенциальном сближении Султаната с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) имеют долгосрочное, но значимое значение. Прежде всего, это индикатор стремления Омана к экономической диверсификации и укреплению его позиций на мировой арене. Если Оман будет активно сотрудничать с такими гигантами, как Китай, Индия и Россия, это может привести к значительному притоку инвестиций в различные сектора экономики, помимо нефти и газа.
Для экспатов это означает потенциальное создание новых рабочих мест в развивающихся отраслях, таких как высокие технологии, возобновляемая энергетика, обрабатывающая промышленность, логистика и туризм. Улучшение инфраструктуры, включая транспортные сети и "умные" города, сделает жизнь в Омане более комфортной и современной. Развитие местного производства фармацевтики и медицинского оборудования может улучшить качество медицинских услуг, а академическое сотрудничество с ведущими вузами стран ШОС может открыть новые образовательные возможности.
Кроме того, укрепление связей с ШОС, в которую входит Россия, может косвенно способствовать более глубокому культурному и экономическому обмену, что потенциально упростит некоторые аспекты жизни и ведения бизнеса для русскоязычных граждан. В целом, более сильная, диверсифицированная и интегрированная в мировую экономику Оманская держава обеспечивает стабильность и процветание для всех ее жителей, включая иностранных граждан.