В провинции Северная Батина в Омане состоялось значимое совещание, посвященное ключевой роли портов и морских перевозок в стимулировании национального экспорта. Мероприятие, организованное Торгово-промышленной палатой Омана, проходило под патронажем Его Превосходительства инженера Хамиса бин Мохаммеда Аль-Шамахи, заместителя министра транспорта, коммуникаций и информационных технологий по вопросам транспорта. В совещании приняли участие представители государственного и частного секторов, компаний по обработке грузов, производственных предприятий и судоходных компаний.
Инженер Саид бин Али Аль-Абри, председатель совета директоров филиала Торгово-промышленной палаты, подчеркнул стратегическое значение сектора морских перевозок для обеспечения доступа оманских товаров на мировые рынки. Он отметил, что страны, которые уделяли этому сектору стратегическое внимание, достигли значительных успехов в развитии внешней торговли и повышении международной конкурентоспособности. Провинция Северная Батина, обладая выдающимся логистическим положением, является перспективным стратегическим центром, что делает ее ключевым узлом для развития цепочек поставок и поддержки экспортной деятельности.
Аль-Абри добавил, что текущее совещание призвано осветить возможности, доступные в этом секторе, обсудить основные вызовы и найти возможные решения при участии всех заинтересованных сторон. Это направлено на развитие интегрированной среды судоходства, которая будет способствовать росту национальной экономики. Особое внимание было уделено американскому рынку в свете Соглашения о свободной торговле, подписанного между Султанатом Оман и США, которое позволяет использовать таможенные льготы. Это соглашение представляет собой реальную возможность для укрепления присутствия оманской продукции на одном из важнейших мировых рынков.
На совещании был представлен обзор текущего состояния оманского экспорта на мировые рынки, а также основные статистические показатели, вызовы и возможности, связанные с развитием логистической системы и повышением эффективности доступа к международным рынкам.
Мохаммед бин Абдулла Аль-Хасер, экономист-исследователь Торговой палаты Северной Батины, представил визуальную презентацию с ключевыми показателями. Он сообщил, что общий объем ненефтяного экспорта в первом квартале 2025 года достиг приблизительно 1,618 миллиарда оманских риалов, показав рост на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Оманские продукты экспортируются более чем в 150 стран, что отражает высокий спрос на оманские товары.
Аль-Хасер отметил, что стоимость оманского экспорта значительно выросла за последние пять лет, достигнув к концу 2024 года около 23 миллиардов оманских риалов, что на 10% больше, чем в 2023 году. К середине 2025 года экспорт составил около 10,683 миллиарда оманских риалов. Основные направления экспорта включали Объединенные Арабские Эмираты (5,55%), Саудовскую Аравию (5,03%), Индию (3,41%), Южную Корею (2,44%) и США (1,77%).
На уровне провинции Северная Батина стоимость экспорта составила около 676 миллионов оманских риалов, показав рост на 37%. Общее количество контейнеров, обработанных к концу 2024 года, достигло 942 051, увеличившись на 15% по сравнению с предыдущим годом.
В рамках совещания состоялась панельная дискуссия, модератором которой выступил инженер Саид бин Абдулла Аль-Балуши, директор по административным вопросам и связям с правительством порта Сохар и свободной зоны. В дискуссии приняли участие ряд официальных лиц и экспертов, включая капитана-инженера Марвана бин Авада Аль-Рабхи, начальника отдела таможни свободной зоны Сохар, Ананса Кума, генерального директора Hutchison Ports, Бути бин Абдуллу Аль-Шабли, исполнительного менеджера порта Сохар и свободной зоны, и инженера Абдуллу бин Али Аль-Бусаиди, исполняющего обязанности главы Оманского логистического центра и эксперта по нулевому выбросу углерода.
На сессии обсуждалась роль порта Сохар и свободной зоны в стимулировании национального экспорта на американский рынок, эффективность операций, связанных с судоходством, обработкой грузов и таможенным оформлением. Также были рассмотрены операционные и регуляторные вызовы в цепочках поставок и предложены решения для усиления интеграции между государственными органами и операторами, а также для стимулирования инвестиций в логистический сектор через качественные стимулы, использующие географические и логистические преимущества порта.
По итогам совещания был выработан ряд рекомендаций: укрепление логистической интеграции для развития экспорта в сотрудничестве с государственными органами, определение необходимых лицензий, расширение на африканские рынки, реализация национальной маркетинговой стратегии для экспорта, диверсификация продуктов и целевых рынков, привлечение инвестиций для поддержки роста экспорта с акцентом на востребованные товары на внешних рынках и потребности американского рынка, пересмотр необходимых лицензий и разрешений для процедур реэкспорта соответствующими органами, а также объединение государственных органов в единую платформу для упрощения процедур и лицензий для экспортеров.
Контекст для туристов и экспатов
Новости о росте экспорта и развитии логистического сектора в Омане имеют прямое и косвенное значение для русскоязычных туристов и экспатов, проживающих или планирующих переезд в Султанат.
Экономическая стабильность и новые возможности: Уверенный рост ненефтяного экспорта (8,6% в первом квартале 2025 года) и общего объема экспорта (10% в 2024 году) свидетельствует об экономической стабильности и развитии Омана. Это создает благоприятные условия для трудоустройства и ведения бизнеса. Экспаты могут найти больше возможностей в секторах, связанных с логистикой, торговлей, производством и сопутствующими услугами. Развитие торговых отношений с более чем 150 странами, включая США, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Индию и Южную Корею, открывает новые ниши для предпринимательства и инвестиций.
Улучшение бизнес-среды: Обсуждение упрощения процедур, таможенного оформления и объединения государственных органов в единую платформу для экспортеров указывает на стремление Омана к созданию более эффективной и прозрачной бизнес-среды. Хотя это напрямую касается экспортеров, такая политика обычно распространяется и на другие сферы, делая ведение бизнеса в Омане более привлекательным и менее бюрократичным для всех иностранных инвесторов и предпринимателей, включая русскоязычных.
Развитие инфраструктуры: Инвестиции в порты, свободные зоны и логистическую инфраструктуру, особенно в таких стратегических центрах, как Северная Батина (порт Сохар), способствуют общему развитию страны. Улучшение инфраструктуры не только поддерживает экономический рост, но и косвенно влияет на качество жизни населения, например, через повышение эффективности поставок товаров и услуг.
Долгосрочные перспективы: Рекомендации по диверсификации рынков (включая африканские), привлечению инвестиций и разработке национальной маркетинговой стратегии для экспорта демонстрируют долгосрочное видение экономического развития Омана. Это означает, что страна движется к устойчивому росту, что является важным фактором для тех, кто рассматривает Оман как место для долгосрочного проживания или инвестиций.
В целом, эти новости подтверждают позитивную динамику развития Омана, делая его привлекательным направлением как для туризма, так и для постоянного проживания и ведения бизнеса.