Порты Омана продемонстрировали выдающиеся результаты в первой половине 2025 года, что подчеркивает их растущую роль как ключевого регионального и международного логистического узла. Согласно данным Министерства транспорта, коммуникаций и информационных технологий (MTCIT), с января по июнь 2025 года оманские порты обработали в общей сложности 2,42 миллиона двадцатифутовых эквивалентных единиц (TEU), что на 11,7% превышает показатели аналогичного периода 2024 года. Этот значительный рост обусловлен повышением эффективности операций в таких стратегически важных портах, как Салала, Сохар и Дукм.
За отчетный период в оманских портах и морских доках пришвартовалось 6 586 судов, что на 11,1% больше по сравнению с прошлым годом. Наибольший вклад в этот показатель внесли Порт Султана Кабуса, Шинас и Салала. Общий объем обработанных грузов достиг впечатляющих 70,1 миллиона тонн, что на 5,2% выше показателя предыдущего года. Кроме того, порты приняли 50 248 транспортных средств и более 2,6 миллиона голов скота, что свидетельствует о широком спектре логистических возможностей и диверсификации грузопотоков.
Муханна бин Муса бин Бакер, генеральный директор портов MTCIT, подчеркнул, что достигнутые результаты являются прямым следствием масштабных проектов по модернизации инфраструктуры и расширению портовых мощностей, реализуемых в рамках национальной программы «Видение Омана 2040». Эти успехи укрепляют амбициозную цель Омана стать ведущим морским логистическим хабом в регионе.
В рамках подготовки к будущим вызовам и дальнейшему развитию морской отрасли, министерство заключило ряд важных консультационных контрактов. Среди них – проектирование и надзор за развитием Хор-Джарамы, направленное на повышение морской полезности этого района. Также предусмотрена реабилитация портов Шанна и Масира, включающая модернизацию доков, волнорезов, подъездных мостов и комплексное планирование организации портовой деятельности. Дополнительно, оператор порта Шинас, компания Quadrilateral Marine Solutions and Systems, подписала соглашение об узуфрукте для создания центра по переработке и хранению морского топлива, что получило поддержку со стороны MTCIT. Эти инициативы подчеркивают долгосрочную стратегию Султаната по укреплению своей морской инфраструктуры, повышению конкурентоспособности и диверсификации экономики.
Контекст для туристов и экспатов
Для русскоязычных туристов и экспатов, проживающих в Омане или планирующих сюда переезд, стабильный и динамичный рост портового сектора имеет прямое и косвенное значение. Прежде всего, это индикатор сильной и развивающейся экономики. Увеличение грузооборота и эффективности портов способствует улучшению цепочек поставок, что может привести к более широкому ассортименту импортных товаров на местном рынке и, возможно, к стабилизации или даже снижению цен на некоторые категории товаров.
Для экспатов, особенно тех, кто занимается бизнесом или ищет работу, рост логистического сектора открывает новые возможности. Развитие портов и сопутствующих отраслей (транспорт, складское хозяйство, услуги) создает новые рабочие места и стимулирует экономическую активность. Это также может способствовать притоку иностранных инвестиций, что в целом улучшает деловой климат в стране.
Хотя напрямую на туристический поток это влияет меньше, улучшение морской инфраструктуры может косвенно сказаться на доступности некоторых регионов. Например, модернизация портов Шанна и Масира может улучшить транспортное сообщение с островом Масира, делая его более доступным для туристов. В долгосрочной перспективе, статус Омана как крупного морского хаба может также способствовать развитию круизного туризма и увеличению числа заходов круизных лайнеров.
В целом, новости о росте портов Омана являются позитивным сигналом, указывающим на экономическую устойчивость и стратегическое развитие страны, что создает благоприятную среду как для временного пребывания, так и для долгосрочного проживания.