В период с апреля по июнь текущего года Султанат Оман выступил ключевым посредником, организовав пять раундов непрямых переговоров между Соединенными Штатами Америки и Исламской Республикой Иран по иранской ядерной программе. Эти переговоры стали первыми прямыми контактами между двумя сторонами с момента одностороннего выхода США из ядерной сделки в 2018 году, что подчеркивает уникальную и незаменимую роль Омана в региональной дипломатии.
Помимо этого, 6 мая Оман объявил о достижении соглашения о прекращении огня между США и группировкой "Ансар Аллах" (хуситами) в Йемене. Это соглашение положило конец "крупнейшей военной операции США за рубежом во время второго срока Трампа" против хуситов, начавшейся 15 марта. Оба этих значимых события, касающихся безопасности Ближнего Востока и международной ситуации, привлекли пристальное внимание мирового сообщества к Оману.
Геостратегический нейтралитет Омана является основой его "посреднической силы". Исторически Султанат был важным морским торговым центром между Востоком и Западом, что дало ему уникальное географическое положение и возможность поддерживать связи со всеми сторонами. Будучи страной с населением всего 5 миллионов человек, Оман прекрасно осознает важность мирной и стабильной окружающей среды для своего выживания и развития. Поэтому, начиная с правления Султана Кабуса бен Саида в 1970 году, Оман тщательно поддерживал свой суверенитет в сложном геополитическом ландшафте, окруженном крупными державами и постоянными потрясениями. Страна последовательно придерживалась политики нейтралитета и проводила сбалансированную дипломатию между региональными силами.
Расположенный между двумя историческими региональными гигантами – Саудовской Аравией и Ираном, отношения которых традиционно напряжены – Оман не может позволить себе встать на чью-либо сторону, избегая при этом стать жертвой их конфликтов. Это вынуждает его сохранять нейтралитет между региональными державами. Оман не участвовал в военных операциях коалиции стран Персидского залива в Йемене с 2015 года и сохранял нейтральную дистанцию от блока стран Залива. Поэтому Иран рассматривает Оман как "невраждебного соседа". После того как военные операции арабской коалиции в Йемене зашли в тупик, Саудовская Аравия начала понимать позицию Омана и согласилась позволить ему выступать посредником между собой и хуситами. Во время йеменского конфликта Оман разрешил доставку гуманитарной помощи в Йемен через порт Салала и принимал раненых с обеих сторон конфликта для лечения, что помогло облегчить гуманитарный кризис и укрепило авторитет Омана в последующих посреднических усилиях, сделав его "единственными воротами в Йемен".
Гибкие отношения с Соединенными Штатами также укрепили нейтральное положение Омана. Несмотря на то, что Оман является союзником США, он всегда сохранял дистанцию. Например, в 2020 году Оман сопротивлялся давлению США и отказался подписывать "Авраамские соглашения" по нормализации отношений с Израилем. Оман осознает ценность своей независимости и свободы принятия решений, что принесло ему необходимый нейтралитет и доверие для выполнения роли посредника.
Секрет успеха оманского посредничества заключается в его неизменно спокойном, практичном и нешумном дипломатическом подходе. В посреднических операциях Оман часто играет роль "за кулисами", передавая информацию, поддерживая каналы связи и организуя секретные встречи. Например, между 2011 и 2013 годами Оман тайно способствовал начальным контактам между американскими и иранскими дипломатами в своей столице Маскате, что привело к заключению временного ядерного соглашения и проложило путь к иранской ядерной сделке 2015 года. В 2020 году, после убийства командующего силами "Кудс" Корпуса стражей исламской революции Касема Сулеймани, США и Иран оказались на грани военной конфронтации. В критический момент Оман активировал свои секретные механизмы связи, что предотвратило эскалацию ситуации.
С апреля этого года Оман вновь воспользовался благоприятным моментом для активного посредничества между США и Ираном, а также между США и хуситами. Оман заметил, что администрация Трампа оказалась в затруднительном положении из-за продолжающихся военных ударов по хуситам: авианосец "Трумэн" был вынужден отступить перед атаками хуситов, а американская армия ежедневно расходовала боеприпасы на сумму 750 миллионов долларов. В то же время Оман узнал, что хуситы опасаются операции США по их "обезглавливанию". Поэтому Оман передал американской стороне оценку боеспособности хуситов, что подтолкнуло США к решению о прекращении огня.
Оман также использовал благоприятный момент, когда обе стороны – американская и иранская – проявляли сильное желание возобновить переговоры. Для США иранская ядерная сделка 2015 года должна была закончиться в октябре этого года, и если новое соглашение не будет достигнуто к этому времени, США потеряют правовую основу для дальнейшего ограничения ядерной программы Ирана. По оценкам МАГАТЭ, Иран теперь располагает более чем 100 килограммами урана, обогащенного до 60%, что теоретически дает ему возможность создать несколько ядерных боеголовок, и опасения США по поводу пересечения Ираном порога ядерного вооружения растут с каждым днем.
Для Ирана, находящегося под "максимальным давлением" США, иранская валюта резко упала, экспорт нефти был серьезно затруднен из-за американской "долгосрочной юрисдикции", а экономические и жизненные условия значительно ухудшились, что требовало от иранского правительства найти выход. Кроме того, Маскат находится всего в двух часах полета от иранской столицы Тегерана, что гораздо удобнее европейских городов, таких как Вена и Женева, и обеспечивает более подходящую среду для избежания дипломатического вмешательства, разведывательного наблюдения и освещения в СМИ. Поэтому по предложению Омана переговоры между сторонами возобновились после многолетнего перерыва.
Оман также обладает уникальными "навыками посредничества". Во время переговоров между США и Ираном Оман организовал "случайные встречи" между представителями обеих сторон в местах их проживания, что привело к короткой встрече и разговору между специальным посланником США по Ближнему Востоку Бреттом Макгерком и министром иностранных дел Ирана Аббасом Аракчи, которые проживали в отдельных комнатах. Макгерк заявил, что американская сторона желает достичь соглашения и готова помочь Ирану привлечь западные и даже американские инвестиции; в то время как Аракчи призвал американскую сторону снять санкции с Ирана и пригласил Макгерка посетить Иран. В своем посредничестве по прекращению огня между США и хуситами Оман уважал важную роль племен в йеменском обществе и применил систему гарантий племенных шейхов, где шейх крупнейшего йеменского племени Хашид по видеосвязи засвидетельствовал приверженность хуситов прекращению огня.
Оман четко отвергает экстремистские идеи и призывает "избегать раздора" и разрешать разногласия мирными средствами. Качества нейтралитета и умеренности позволили Оману не восприниматься как угроза для какой-либо из сторон, сохраняя при этом диалог с Ираном. Его практичная внешняя политика, выходящая за рамки религиозных разногласий, сделала его редким мостом для коммуникации в регионе Персидского залива.
В последние годы на Ближнем Востоке наблюдается "волна посредничества", когда такие страны, как Оман, Катар и Саудовская Аравия, конкурируют в посредничестве для разрешения региональных и международных конфликтов, используя это как важный способ повышения своей мягкой силы и международного статуса. Успех Омана доказывает, что на геополитической карте Ближнего Востока нейтральные государства также могут играть незаменимую роль, точно определяя свое положение. Его основной опыт заключается в превращении геостратегического недостатка в нейтральное преимущество, преодолении политического тупика дипломатической мудростью и преодолении идеологических барьеров культурным резонансом.
Однако возможности оманского посредничества по-прежнему сталкиваются с ограничениями, и ему часто трудно достичь постоянных и радикальных решений конфликтов и противоречий. В условиях продолжающихся конфликтов на Ближнем Востоке сегодня, для достижения всеобъемлющей и прочной стабилизации региональной ситуации, по-прежнему требуются совместные усилия региональных государств и внешних сил для совместного решения проблем.
Контекст для туристов и экспатов
Для русскоязычных туристов и экспатов, проживающих или планирующих посетить Оман, информация о роли Султаната как надежного посредника имеет важное практическое значение. Прежде всего, это подчеркивает приверженность Омана миру и стабильности, что является краеугольным камнем его внешней политики. В регионе, который часто ассоциируется с геополитической напряженностью, Оман выделяется как оазис спокойствия и предсказуемости. Успешные посреднические усилия, такие как переговоры между США и Ираном или соглашение о прекращении огня в Йемене, напрямую способствуют снижению общего уровня конфликтности на Ближнем Востоке. Это, в свою очередь, минимизирует риски для путешественников и жителей, обеспечивая более безопасную и комфортную среду.
Нейтралитет Омана и его способность поддерживать диалог со всеми сторонами, включая те, что находятся в конфронтации, создают уникальный имидж страны. Это не только укрепляет ее международный авторитет, но и формирует восприятие Омана как безопасного и гостеприимного места. Для туристов это означает спокойствие при планировании поездок, уверенность в стабильности обстановки и отсутствие необходимости беспокоиться о вовлеченности страны в региональные конфликты. Для экспатов, рассматривающих Оман как место для долгосрочного проживания или ведения бизнеса, эта стабильность является ключевым фактором. Она гарантирует предсказуемость правовой и социальной среды, а также отсутствие внезапных потрясений, которые могли бы повлиять на их жизнь или инвестиции. Оман не поддерживает экстремистские идеологии и активно продвигает мирное разрешение споров, что создает толерантную и безопасную социальную атмосферу. Таким образом, роль Омана как "моста" между различными сторонами не только способствует глобальной дипломатии, но и непосредственно повышает привлекательность Султаната как надежного, стабильного и безопасного направления для жизни, работы и отдыха.