Оман находится на пороге масштабной национальной трансформации, изложенной в программе «Видение 2040». Эта амбициозная стратегия направлена на диверсификацию экономики, снижение зависимости от углеводородов и стимулирование устойчивого развития. Одним из ключевых аспектов этой трансформации является создание интегрированной системы для генерации рабочих мест для граждан Омана и увеличения доли местного контента во всех экономических сферах. Понятие «местный контент» широко трактуется как добавленная стоимость рабочей силы, товаров и услуг, используемых в конкретной отрасли.
Национальная политика по местному контенту (2024-2030)
В 2024 году Совет министров Омана утвердил Национальную политику по местному контенту на период 2024-2030 годов. Этот документ призван интегрировать оманские товары, услуги и рабочую силу в экономику страны. Основной целью политики является максимизация внутристрановой ценности (ICV), генерируемой инвестициями государственного и частного секторов. Политика поддерживает «Видение 2040» в части экономической диверсификации, социальной инклюзивности и устойчивости. Она базируется на четырех стратегических столпах:
- Развитие цепочек поставок: Поддержка местных оманских компаний как поставщиков и подрядчиков со стороны правительства и частного сектора.
- Развитие рабочей силы: Обучение оманцев через стратегические образовательные программы, профессиональное обучение и практическое трудоустройство.
- Инновации и передача технологий: Улучшение национальных возможностей через партнерство в НИОКР, передачу знаний и лицензирование.
- Предпринимательство и участие МСП: Поддержка малых и средних предприятий (МСП) через финансирование, наставничество и распределение контрактов.
Политика требует от министерств и крупных корпораций внедрения системы ICV в их тендерные процессы. Это включает положения о рабочей силе, закупках у оманских поставщиков и найме местных субподрядчиков.
Стратегия оманизации
Для стимулирования создания устойчивых рабочих мест Оман установил целевые показатели оманизации для конкретных секторов. Эти цели зависят от стратегической ценности и трудоемкости каждого сектора:
- Банковское дело и страхование: 60-70%
- Производство: 35-40%
- Розничная/оптовая торговля: 20-25%
- Нефть и газ: 40-50%
- Туризм и гостеприимство: 30-35%
- Строительство: 15-20%
Эти ориентиры достигаются через обязательные квоты, регулярные аудиты и интеграцию в процессы лицензирования и выдачи виз. Для усиления возможностей трудоустройства оманцев страна ввела несколько новых трудовых законов и министерских указов. Наиболее значимые из них:
- Закон о труде № 53/2023: Вводит новые правила в отношении трудовых договоров, их расторжения и разрешения конфликтов.
- Указ министра № 501/2024: Расширил перечень профессий, зарезервированных для граждан Омана, и добавил штрафы за нарушения.
Компании обязаны подавать ежегодные планы локализации рабочей силы, детализирующие количество занятых (или планируемых к найму) оманцев, их распределение по полу, зарплате, обучению и карьерным путям. Компании, не имеющие лицензии или нарушающие правила, могут быть оштрафованы, им может быть ограничено право нанимать экспатов или запрещено участвовать в государственных тендерах.
Хотя государственный сектор остается крупнейшим работодателем для оманцев (более 90% из 195 902 сотрудников), правительство активно внедряет новые политики и программы обучения, направленные на увеличение доли оманцев в частном секторе.
Инициативы и результаты
На национальном уровне запущен ряд инициатив по местному контенту для достижения поставленных целей:
- Программа Majd: Запущена в 2024 году Министерством энергетики и минералов. Она обязует выделять 10-30% стоимости контрактов в энергетическом секторе оманским компаниям и МСП. На первом этапе было заключено 12 контрактов на сумму 172,5 миллиона долларов США.
- Программы Taseen и Itqan: Эти инициативы промышленного развития направлены на сокращение объема импорта, увеличение местного производства и продвижение научно-исследовательских работ. Они также способствуют партнерству между местными компаниями и иностранными технологическими партнерами.
Экономический эффект от политики местного контента уже заметен в широком масштабе:
- С 2013 года в местную экономику было вложено более 33 миллиардов долларов.
- Создано более 3000 прямых рабочих мест в частном секторе.
- Создано около 100 промышленных объектов с общими инвестициями в 400 миллионов долларов.
МСП являются краеугольным камнем стратегии местного контента Омана. Правительство создало системы, такие как Riyada и Esnad, которые предоставляют МСП доступ к государственным контрактам, возможностям обучения и финансированию.
Оман также активно развивает систему образования и обучения, которая формирует у молодежи навыки, ориентированные на рынок труда. Это включает:
- Техническое и профессиональное образование и обучение (TVET): Предлагает дипломные и сертификационные курсы в области инженерии, электроники, механики и логистики.
- Государственно-частное сотрудничество: Работодатели сотрудничают с политехническими институтами и школами для согласования содержания курсов с ожиданиями на рабочем месте.
- STEM и цифровые навыки: Кодирование, ИИ и возобновляемые источники энергии являются национальными приоритетами.
- Обязательные планы обучения: Трудоустройство экспатов влечет за собой юридические обязательства по обучению оманцев для выполнения их ролей.
Проблемы и перспективы
Несмотря на значительный прогресс, остаются определенные проблемы:
- Нехватка навыков: Выпускники не всегда могут занять имеющиеся вакансии из-за отсутствия необходимых навыков.
- Соответствие квотам против производительности: Выполнение квот не всегда приводит к найму наиболее квалифицированных кандидатов.
- Злоупотребление льготами для МСП: Крупные компании могут регистрироваться как фиктивные МСП для получения доступа к контрактам.
- Неопределенность для инвесторов: Новые компании могут столкнуться с трудностями, связанными с требованиями к найму, прежде чем станут прибыльными.
- Вытеснение экспатов: Быстрая оманизация может усугубить нехватку специалистов в определенных областях.
В заключение, Оман переживает колоссальные изменения в своей социально-экономической структуре. Благодаря сочетанию структурных корректировок политики, стратегического планирования, межведомственного сотрудничества и целевых инвестиций, страна движется к достижению независимой и более справедливой экономики. В дальнейшем потребуется постоянная тонкая настройка приоритетов и учет рыночных сил, но все предпосылки для успеха уже созданы. Оман имеет прекрасные возможности для реализации своих преимуществ и обеспечения благосостояния своих граждан, как обещает «Видение 2040».
Контекст для туристов и экспатов
Для русскоязычных туристов и экспатов, проживающих или планирующих переезд в Оман, последние изменения в политике оманизации и местного контента имеют существенное значение.
Для экспатов: Если вы являетесь иностранным специалистом, работающим или ищущим работу в Омане, вам следует быть особенно внимательными к новым правилам. Расширение списка профессий, зарезервированных для оманцев, и ужесточение контроля за выполнением квот по оманизации означают, что конкуренция за рабочие места для иностранцев будет возрастать. Особенно это касается секторов с высокими целевыми показателями оманизации, таких как банковское дело, страхование, нефть и газ, а также туризм и гостеприимство. Компании будут испытывать давление, чтобы нанимать и обучать оманских граждан, что может привести к сокращению числа доступных вакансий для экспатов или требованию передавать знания местным кадрам. Если ваша профессия не является узкоспециализированной и не требует уникальных навыков, которых нет у оманских специалистов, риск замещения возрастает. Рекомендуется тщательно изучать актуальные списки профессий, зарезервированных для граждан Омана, и быть готовым к тому, что условия трудоустройства для иностранцев могут стать более строгими. Знание русского языка вряд ли будет преимуществом, если только компания не ориентирована на российский рынок.
Для туристов: Прямого негативного влияния на туристический опыт не ожидается. Напротив, усиление местного контента и оманизация в секторе туризма и гостеприемства (цель 30-35%) может привести к более аутентичному и «оманскому» опыту. Вы, вероятно, будете чаще сталкиваться с оманским персоналом в отелях, ресторанах и при заказе экскурсий, что позволит глубже погрузиться в местную культуру. Развитие МСП и местного производства также может означать больше уникальных местных товаров и услуг, доступных для туристов. В целом, эти изменения направлены на укрепление экономики Омана, что в долгосрочной перспективе способствует стабильности и развитию туристической инфраструктуры.
Таким образом, Оман продолжает активно строить свою экономическую независимость, и эти изменения создают как новые возможности, так и определенные вызовы, особенно для иностранной рабочей силы. Понимание этих тенденций поможет русскоязычным жителям и гостям Омана лучше ориентироваться в меняющейся социально-экономической среде.