В столице Омана, Маскате, активно ведутся дискуссии, которые могут кардинально изменить ландшафт образовательной системы султаната. В рамках 14-го заседания Комитета Совета Шуры, проходившего во время второй ежегодной сессии (2024–2025 гг.) Десятого срока, были рассмотрены инициативы, направленные на повышение качества и эффективности обучения в соответствии с национальными целями развития.
Под председательством Джамаля Ахмеда Аль Абри, комитет принял члена Совета Шуры Его Превосходительство Ахмеда Аль Балуши, который представил два ключевых предложения. Первое из них касается поэтапного отказа от вечерних занятий в государственных школах Омана. Аргументы в пользу этого шага включают необходимость повышения эффективности дневного обучения, оптимизации распределения ресурсов и предотвращения чрезмерной нагрузки на педагогический персонал и инфраструктуру. Комитет также изучил новаторские идеи, такие как предоставление частным и международным школам возможности предлагать сокращенные учебные программы для учащихся государственных школ. Этот подход призван снизить потребность в параллельных вечерних системах и способствовать более индивидуализированному обучению.
Второе предложение, имеющее большое значение, касается регулирования лицензированных услуг по академической поддержке, то есть частного репетиторства. Обсуждение выявило растущую обеспокоенность по поводу распространенности частных уроков и их влияния на успеваемость в государственных школах, а также на общественное доверие к системе образования. Были рассмотрены факторы, способствующие этой тенденции, такие как различия в успеваемости учащихся и спрос на академическую поддержку, выходящую за рамки официальной учебной программы. Комитет подчеркнул острую необходимость улучшения качества классного обучения и снижения зависимости от дополнительной академической поддержки, которая часто ложится финансовым бременем на семьи и подрывает равный доступ к обучению.
Кроме того, комитет рассмотрел предложение, позволяющее арабским общинам экспатов, проживающим в Омане, создавать собственные частные школы. Этот шаг призван снизить нагрузку на государственные школы, особенно в густонаселенных районах, и способствовать более сбалансированному распределению учащихся. Члены комитета также подчеркнули важность принятия долгосрочных образовательных реформ, а не временных решений, для обеспечения стабильности в системе образования и повышения результатов обучения в соответствии с «Видением Омана 2040».
Было особо отмечено, что для решения этих проблем требуется комплексный, структурный подход. Это включает согласование методов обучения с национальными учебными планами, повышение понимания и вовлеченности учащихся во время обычных школьных занятий, а также создание справедливой и инклюзивной образовательной среды, поддерживающей устойчивое человеческое развитие.
Контекст для туристов и экспатов
Для русскоязычных туристов и, в особенности, экспатов, проживающих в Омане, обсуждаемые реформы в сфере образования имеют прямое практическое значение. Хотя изменения в первую очередь касаются государственных школ, они отражают общую тенденцию развития образовательной системы страны и могут косвенно влиять на доступность и качество образования для детей всех резидентов.
Поэтапный отказ от вечерних занятий: Если ваши дети посещают государственные школы или вы планируете их туда отдать, это изменение может повлиять на их расписание и возможность получения дополнительной поддержки. Однако основная цель — улучшение качества дневного обучения, что в долгосрочной перспективе должно принести пользу всем учащимся, снижая потребность в дополнительных занятиях.
Регулирование частного репетиторства: Рост популярности частных уроков и их возможное регулирование означает, что услуги репетиторов могут стать более структурированными и, возможно, более дорогими или менее доступными вне официальных каналов. С другой стороны, это также сигнал о стремлении властей улучшить качество образования в самих школах, чтобы уменьшить зависимость от внешних занятий и снизить финансовую нагрузку на семьи. Для экспатов, чьи дети могут нуждаться в дополнительной поддержке (например, в изучении арабского языка или адаптации к местной программе), важно будет отслеживать новые правила.
Частные школы для экспатов: Предложение разрешить арабским общинам экспатов создавать собственные частные школы является значимым прецедентом. Хотя это напрямую не касается русскоязычных общин, оно демонстрирует готовность правительства Омана к диверсификации образовательных предложений и учету потребностей различных групп населения. В будущем это может открыть возможности для создания школ, ориентированных на другие международные сообщества, или, по крайней мере, снимет часть нагрузки с существующих международных и частных школ, потенциально упрощая процесс зачисления.
В целом, эти реформы свидетельствуют о серьезном подходе Омана к развитию человеческого капитала в рамках «Видения 2040». Улучшение качества образования и создание более справедливой и инклюзивной среды обучения выгодно для всех, кто связывает свое будущее с Оманом, включая семьи экспатов, стремящихся обеспечить своим детям качественное образование в стране проживания.