ProOman.ru Logo ProOman.ru

Оман: где разные вероисповедания становятся школами, а не баррикадами

Опубликовано: 03 July 2025, 16:02

Мечеть в Омане, символ религиозной терпимости.

Автор, Абдулнаби аль-Шуала, делится своими впечатлениями от недавней поездки в Оман. Он посещает страну регулярно с 1970-х годов и отмечает ее постоянное развитие во всех сферах, благодаря усилиям покойного султана Кабуса бен Саида и нынешнего султана Хейсама бен Тарика.

Автор подчеркивает, что, несмотря на быстрые темпы развития, неизменным остается характер оманцев, отличающихся добротой, скромностью, вежливостью и щедростью. Эти качества, по его мнению, присущи всем слоям населения.

В ходе поездки автор уделил особое внимание изучению ибадизма, который является преобладающим вероисповеданием в Омане. Ибадиты также известны как "люди истины и праведности". Несмотря на то, что Оман считается центром ибадизма, сами оманцы не любят это подчеркивать и не акцентируют внимание на процентном соотношении ибадитов среди населения.

Автор выражает свой интерес к ибадизму, исходя из стремления к диалогу, взаимопониманию и сближению между различными вероисповеданиями. Он считает, что для достижения этой цели необходимо углублять знания и распространять информацию о различных верованиях, избегая стереотипов и предвзятых суждений. По его мнению, невежество является причиной непонимания, разногласий и даже ненависти.

В ходе визита в Маскат автор встретился с группой интеллектуалов и последователей ибадизма, с которыми провел продолжительную и откровенную беседу. Он задал прямой вопрос о распространенном мнении, что ибадиты являются продолжением течения хариджитов и обвиняются в неверии по отношению к некоторым сподвижникам пророка, включая халифов Усмана и Али, а также Муавию.

Полученные ответы были спокойными и глубокими, отражая стремление к разъяснению, а не оправданию. Участники встречи подчеркнули, что ибадизм отвергает связь с хариджитами, несмотря на общие исторические корни на ранних этапах. Они также заявили, что не обвиняют никого из сподвижников пророка в неверии, а различают политическую позицию и вероисповедание. Ибадиты рассматривают жизнь халифов и сподвижников с точки зрения "верности и непричастности", а не с точки зрения обвинения в неверии или грехе, и считают, что у каждого периода были свои обстоятельства, а у каждого суждения – свой исход.

В результате дискуссии автор пришел к выводу, что ибадизм является одним из самых толерантных, миролюбивых и умеренных исламских течений. Доказательством этого служит гармония и согласие в оманском обществе, где последователи различных исламских течений живут в единстве и взаимоуважении.

Исторические корни ибадизма восходят к периоду после битвы при Сиффине, когда группа воинов из армии Али выразила протест против принятия арбитража после того, как армия Муавии подняла Кораны на копьях. Эта группа провозгласила лозунг "Суд принадлежит только Аллаху", который Али назвал "словом истины, которым хотят добиться лжи". В то время как большинство групп хариджитов впоследствии прибегли к насилию и кровопролитию, группа во главе с Абу Билалом Мардасом бен Худайром отказалась от этого пути и призвала не проливать кровь мусульман. Их стали называть "Каада" (сидящие), что было воспринято другими хариджитами как пренебрежение к отказу от использования меча против оппонентов.

Именно из этого мирного течения возник ибадизм, названный в честь Абдуллы бен Ибада ат-Тамими, одного из самых известных теоретиков и проповедников. Однако сами ибадиты считают основателем своего вероисповедания Джабира бен Зейда аль-Азди, одного из выдающихся ученых-табиинов, который учился у Ибн Аббаса и передавал хадисы от нескольких сподвижников пророка, отличаясь рациональным подходом и уравновешенностью в вопросах права.

Ибадизм был не просто системой верований и права, но и важным фактором в формировании оманской личности и создании современного государства, отличающегося особым политическим и социальным подходом. Ибадиты, с их ценностями совещательности, аскетизма, труда и коллективной ответственности, способствовали укреплению политической культуры, основанной на балансе и умеренности, отвергающей крайности и экстремизм.

Эти ценности проявлялись в политической истории Омана, особенно в опыте "имамата", основанного на принципе избрания имама путем совещания, а не по наследству, и сопровождавшегося системой правления, близкой к идее общественного договора. Ибадитская мысль разработала оригинальную правовую систему, ориентированную на иджтихад и общественное благо, а ее ученые, такие как Нур ад-Дин ас-Салими и Мухаммад бен Юсуф Атфиш, внесли вклад в исламскую мысль своими трудами, сочетающими глубину права и чистоту духа.

В настоящее время эти ценности проявляются во внешней политике Омана, характеризующейся позитивным нейтралитетом, мирной дипломатией и открытостью для всех, без вовлечения в религиозные или политические поляризации. Это делает Оман уникальной моделью в регионе, демонстрирующей потенциал многообразия вероисповеданий, когда им управляют мудро и окружают взаимным доверием и уважением.

Оманский опыт, с его богатым ибадитским наследием и единым национальным духом, представляет собой модель, достойную изучения и подражания для исламского мира. Оман доказывает, что многообразие вероисповеданий не является бременем для единства нации, а является источником интеллектуального и духовного богатства, если им правильно управлять и искренне стремиться к превращению разногласий в конструктивные различия, а не в разрушительный раскол.

Пришло время выйти из узких рамок классификаций и стряхнуть с нашего сознания пыль веков, которые породили разногласия и погрязли в обвинениях и исключениях. Ислам, который вмещал сподвижников пророка с их разными суждениями и имамов мазхабов с их разными мнениями, – это тот же ислам, который по-прежнему вмещает каждого искреннего в своей вере и честного в своей человечности.

Источник: alroya.om