В Бахле, городе, где ветер до сих пор шепчет истории минувших эпох, а знаменитый форт возвышается, словно высеченный из камня рассказ, рождается новая история – не в пыльных архивах, а на гончарном круге. Она начинается тихо, с десятилетней девочки, чьи ладони перепачканы глиной, а глаза горят любопытством. Это Марья Аль-Адави, которая впервые попробовала себя в гончарном деле не в художественной школе или классе, а в семейной мастерской – на гончарной фабрике Аль-Адави.
Это было много лет назад. Сегодня Марья не просто играет с глиной – она играет важную роль в возрождении древней оманской традиции.
«Я помню свою первую работу, – смеется Марья. – Она была кривой, неровной, но я так гордилась ею. Мне казалось, что я сотворила волшебство своими руками».
Тогда это было просто развлечением. Но Марья не знала, что это маленькое грязное хобби формирует не только горшки – оно формирует ее сознание.
Психологи давно подтвердили то, что Марья и ее поколение только начинают осознавать: хобби, особенно творческие, жизненно важны для развития детей. Согласно Американской академии педиатрии, практическая творческая игра улучшает мелкую моторику, развивает навыки решения проблем и поддерживает эмоциональную регуляцию. Доктор Аманда Гаммер, основатель The Good Play Guide, отмечает, что структурированные хобби помогают детям развивать устойчивость, терпение и чувство достижения.
Проще говоря, дайте ребенку глину, и вы, возможно, дадите ему уверенность в себе.
Именно это гончарное дело дало Марье. В окружении тихой силы своего деда и твердых рук своих родителей – опытных гончаров – Марья впитывала не только технику, но и традицию. Вскоре глина, которая когда-то казалась чужой, начала плавно двигаться под ее прикосновением.
В 2021 году она официально прошла обучение, чтобы отточить свои навыки. В 2024 году она создала свое первое настоящее произведение, используя мадар и сарбух – два вида сырой оманской глины, которые несут в себе многовековое наследие. Хотя она еще не начала продавать свои работы, ее цель – сочетать классическое оманское мастерство с элегантным современным дизайном.
«Гончарное дело для меня – это не просто работа, – говорит Марья. – Это покой. Когда я работаю на круге, я чувствую себя заземленной. Это научило меня замедляться, быть терпеливой – и, честно говоря, это помогло мне лучше понять себя».
В этом и заключается прелесть хобби – они создают пространство для детей и подростков, чтобы направлять энергию, обрабатывать эмоции и строить идентичность. В мире, помешанном на экранах и быстром темпе, ремесла, такие как гончарное дело, предлагают тактильное, медленное вознаграждение, которое встречается все реже.
Марья не держит это в себе. Она стала своего рода молодым послом оманских ремесел, проводя гончарные мастер-классы и принимая гостей со всего мира в форте Бахла, превращая древность в доступность.
Ее влияние не ограничивается гончарным кругом. Она является частью более крупного глобального движения, в котором молодые творцы вдыхают новую жизнь в традиционные ремесла. Вспомните японское кинцуги – поэтическое искусство починки разбитой керамики золотом – и то, как оно переживает возрождение благодаря социальным сетям и мастер-классам, проводимым ремесленниками.
Ближе к дому, Оман инвестирует в свое культурное будущее. Центр обучения ремеслам в Салале, основанный в 1985 году, тихо сохраняет такие традиции, как кожевенное дело и изготовление кинжалов. Между тем, программа «Молодые ремесленники» теперь обучает студентов всему, от керамики до графического дизайна, в партнерстве с Министерством образования и Научным колледжем дизайна. В Маскате Министерство жилищного строительства и городского планирования учредило Специализированный центр традиционных ремесел, чтобы наследие не просто выжило, а процветало.
Для Марьи все это подпитывает ее мечту: открыть собственный гончарный центр для детей, где они смогут испачкать руки и разжечь свое воображение – так же, как это сделала она.
«В каждой чашке, которую я делаю, – говорит она, – я вижу историю. Мою историю. Историю моей страны. И, возможно, начало чьей-то другой истории».
В эпоху цифровых технологий то, что делает Марья, кажется почти революционным – замедляет темп, превращает старое в новое и доказывает, что при правильных руках (даже маленьких) традиция не исчезает. Она развивается.
И в Бахле, где прошлое и настоящее кружатся вместе на гончарном круге, будущее уже формируется.